Альманах «Oldies-Goldies.ru»
№ 1, январь, 2019 г.
Рок-энциклопедия
15 ЛЕТ СПУСТЯ:
КАК СОЗДАВАЛСЯ ПЕРВЫЙ БИТЛОВСКИЙ КОНЦЕРТНИК
Очень многим любителям рок-музыки известна история становления «Битлз» как профессиональных музыкантов в Гамбурге. В декабре 1962-го прошли последние гастроли группы в Германии в качестве еще неизвестных миру «битлов». Незадолго до этого, осенью 1962 года, разошлась их первая сорокопятка - «Love Me Do», которая добралась до 17-го места в чартах «Нью Мюзикл Экспресс», но дальше дело не пошло. Группа, уже под контролем Брайана Эпстайна, пошла по накатанному пути гастролей. В Гамбурге их уже хорошо знали, владелец лучшего в городе клуба «Star» Манфред Вайсследер добавил им сверх положенного контрактом (750 дойче марок каждому в неделю) еще 1000 фунтов сверху, и Битлы играли в нем с 18 по 31 декабря 1962 г.
Согласно авторитетным источникам в интернете (включая Википедию), записи сделал некий Адриан Барбер (Adrian Barber) на обычный бобинный магнитофон Grundig, по тем временам монофонический. Записывал из зала на обыкновенный ручной микрофон. Сделать запись его попросил Тэд «Кингсайз» Тэйлор (Ted «Kingsize» Taylor), ливерпульский певец, певший тогда в группе Dominos. Однако на обложке первого издания этих записей на виниле сказано, что Тэйлор сам сделал запись на собственный магнитофон. Этот Тэд Тэйлор вместе с группой Dominos были неотъемлемой частью гамбургской сцены начала 1960-х, и они считались первой бит-группой, прибывшей сюда из Ливерпуля.
Так или иначе, но эти пленки оказались у Тэйлора, который после взлета «Битлз» на вершину успеха попытался продать их менеджеру «Битлз» Брайану Эпстайну, но тот предложил не больше 20 фунтов стерлингов, не найдя в записи никакой коммерческой ценности. Тем не менее, юридически эти записи уже принадлежали лейблу «Parlophone», поскольку они были сделаны после подписания «Битлз» контракта с «EMI Parlophone» (4 июня 1962 г.). Были попытки исказить даты записи, дабы уйти от всемогущего копирайта EMI. Запись подписывали даже «Весна 1962», но сами пленки в нескольких местах свидетельствуют о том, что дело происходило в декабре 1962-го: например, между песнями Джон упоминает про Рождество, а песня «Reminiscing» вышла в свет в исполнении Бадди Холли только в конце 1962-го.
Никому не нужные пленки провалялись в ливерпульском офисе до 1970-х годов, пока их буквально не спас от уничтожения первый менеджер Битлз Аллан Уилльямс (Allan Williams). Записи хранились, а точнее валялись погребенные в куче никому не нужного хлама в доме, предназначенном под слом. Дом был уже оцеплен, когда Уилльямс вспомнил про эти записи, и ему понадобилось добывать специальное разрешение, чтобы проникнуть внутрь. Уилльямс предложил пленки Джорджу и Ринго, запросив за них 5000 фунтов, но они отказались, поскольку их фирма «Apple» испытывала в те времена большие финансовые трудности.
Потом, по одним сведениям, Уилльямс лично потратил около 50 тысяч фунтов, чтобы очистить запись и перенести ее на 16-канальную пленку. По другим сведениям, это сделала фирма «Lingasong Records», вложив в это дело 125 тысяч долларов. Но так или иначе, менеджмент «Lingasong» купил у Уилльямса эти пленки, и на их основе выпустил в Германии двойной альбом «Live At The Star Club in Hamburg, Germany; 1962». Собственно, благодаря этому попала в историю «Lingasong» - это подразделение CBS в Гамбурге, выпустившее единственный диск и закрывшееся.
После выхода альбома «Битлз» сразу подали в суд, но проиграли дело, ибо судья признал «Live At The Star Club in Hamburg» как «старые записи», представляющие исторический интерес, но не претендующие быть новым выпуском музыки «Битлз». По сути дела, так оно и есть. Качество записи такое, как хорошо описали в Q Magazine, «как будто у ваших соседей за стенкой проходит обалденная вечеринка». Однако всем, кому дороги «битлы», стоит иметь эти диски, как документ эпохи. Это, действительно, уникальный исторический документ.
Считается, что наилучший период «The Beatles» как концертной группы - 1963 год. Однако эти записи, включающие такие вещи, как «Twist and Shout», «A Taste of Honey», «Kansas City», «I Saw Her Standing There», «I Saw Her Standing There», «Long Tall Sally» и «Ask Me Why» допарлафоновского звучания показывают, какой взрывной потенциал группа имела еще до подписания контракта с EMI.
На пленках записано всего 33 песни, в оригинальный альбом «Lingasong» вошли 26 (+ интро, номинально считающееся 27-й композицией). Американская версия альбома имела тоже 26 песен, но 4 из них были другие. На немецкой (и английской) версии не было таких песен:
«Where Have You Been All My Life»
«Sheila»
«I'm Gonna Sit Right Down And Cry Over You»
«Till There Was You».
Соответственно, в американскую версию не вошли другие 4 песни:
«I Saw Her Standing There»
«Twist and Shout»
«Reminiscing»
«Ask Me Why»
Всего стало быть, во всех версиях 30 песен. Еще два трека из записанных на оригинальной пленке были всего лишь дублями «To Know Her Is To Love Her» и «Roll Over Beethoven», не понадобившимися, поскольку в альбом вошли лучшие их варианты. Только одна песня с пленки - «My Girl Is Red Hot» - до сих пор нигде не реализована.
С тех пор было немало переизданий в самых разных видах. В 1981 фирма «Audio Fidelity Enterprises» перекупила права на альбом и выпустила его под названием «Historic Sessions» (каталоговый номер AFELD 1018), собрав в нем воедино 30 песен. Фирма также потрудилась над улучшением звука, но оно малоразличимо на слух, зато испортила переиздание дешевой упаковкой и ошибками на ярлыках.
Оригинальную обложку от «Lingasong» частично сохранило только издание фирмы «Bellaphone» (каталоговый номер BLC 5560) со статьей Криса Уайта на развороте конверта: на одной стороне на английском, на другой - на немецком. Во многих других странах альбом часто получал конверт совершенно иного оформления, и название было другим. В ряде случаев он разделялся на отдельные диски числом до 3-х (Volume 1, Volume 2, Volume 3 и тому подобное). Когда пришло время CD-изданий, то ассортимент вариантов альбома по всем направлениям увеличился многократно.
Источник:
OLDIES GOLDIES
Опубликовано: 21.12.2019 г.
|