Стр. 10
За последние 6-7 лет рок-сцена славного города Сиэтла, одного из основных центров аэрокосмической индустрии США, являющегося к тому же и Меккой для всякого рода компьютерных гениев и маньяков со всего света, дала бесчисленное множество очень интересных и заслуживающих самого что ни на есть пристального внимания совершенно каждого уважающего себя рок-фэна команд, что дало повод говорить о нем как об одном из оплотов американской рок-индустрии – наряду с Нью-Йорком и Лос-Анджелесом. В самом деле такие названия, как «Nirvana», «Alice In Chains», «Pearl Jam» и «Soundgarden», знакомы и людям совершенно далеким от современной музыки. А ведь есть еще и «Supersuckers», и «Grunttruck», и «Hole», и «The Presidents of the USA», и «Mudhoney»… Список можно продолжать до бесконечности. Но сегодня речь пойдет о «Foo Fighters» - группе, что называется, с родословной, да еще с какой!
После самоубийства Курта Кобэйна и последовавшего распада группы оставшиеся члены «Nirvana» испытали настоящий шок от случившегося и пребывали в нехарактерном для себя унынии, граничащим со вселенской тоской. Будущее представлялось малорадостным и лишенным каких-либо перспектив.
Первым отправился от шока барабанщик Дэйв Гроль. Под конец 1994 года мир узнал название его новой группы – «Foo Fighters», а также о том, что теперь Дэйв в основном играет на гитаре и поет, нежели выдает свои барабанные дроби. Конечно, досужие писаки и разные другие дотошные люди припомнили тот факт, что Гроль начинал свою музыкальную карьеру именно как гитарист, а за ударную установку ему было суждено сесть гораздо позже – ведь еще в своей первой группе «Freak Baby» он играл именно на гитаре. Поэтому не было ничего странного, что к ней, к этой самой гитаре, он в конечном счете вернулся.
Но это возвращение на сцену не было для Дэйва Гроля таким уж простым. Мы можем только строить догадки по поводу того, что он чувствовал после смерти Курта, но можно предположить с достаточно большой достоверностью, что он в тот трудный для него момент был на грани нервного срыва и вполне мог решиться на то, чтобы совсем забросить занятия музыкой. К счастью, этого не случилось. Не последнюю роль во «втором пришествии» Дэйва сыграла сиэтлская группа «Seven Year Bitch», которая поддержала его в период отчаяния и крайней растерянности. Случилось так, что «SYB» потеряли свою гитаристку Стефании Сэрджент в 1993 году в результате героиновой передозировки, а, узнав о трагедии с Кобэйном, они направили Гролю письмо, где говорилось, что они знают и сами пережили то чувство, которое он испытал после потери близкого друга. Эти необходимые для него в ту минуту слова сочувствия и поддержки заставили Дэйва всерьез задуматься над своей дальнейшей судьбой: «После того, как я получил открытку от «Seven Year Bitch», я подумал, черт, музыка – это все, чем я занимался последние двенадцать лет моей жизни. Я уважаю свое прошлое, я очень уважаю Курта, я ценю все то, что хорошего произошло со мной за все эти годы, но я просто не могу все это забросить. Я должен продолжать делать свое дело».
В отличие от «Nirvana», где Дэйву было, в силу сложившихся реалий, суждено занимать место где-то в тени Курта Кобэйна, «Foo Fighters» стала ЕГО группой.
Более того, экс-барабанщик «Nirvana» не стал эксплуатировать музыкальное наследие великой группы, что было бы сделать не так уж и трудно, а решил придумать нечто свое, да и вообще решил идти своим путем. Он сделал демо-запись 14 или 15 песен, отобранных из тех 35 вещей, которые он сочинил за свою музыкальную жизнь, многие из которых были написаны им даже до его присоединения к «Nirvana»! Занимательно, что на этом демо партии абсолютно всех инструментов Дэйв сыграл самостоятельно! Затем он разослал копии по многочисленным друзьям и поклонникам «Nirvana». Буквально через считанные дни рекорд-компании стали домогаться Гроля, явно проявив недвусмысленный интерес к нарождающемуся проекту. Из всех предложений он выбрал предложение некоего Гэри Герша, являющегося президентом «Capitol Records». Герш был известен тем, что благодаря ему «Nirvana» в свое время подписала контракт на выпуск своих пластинок с фирмой «Geffen», так что обе партии ко времени создания «Foo Fighters» уже достаточно хорошо друг друга знали и их связывало чувство взаимного доверия, что в такой сфере как шоу-бизнес встретишь далеко не всегда. Но еще более важно было то, что Герш прекрасно понимал, что подчеркивать в рекламных целях связь Дэйва с «Nirvana» в сложившихся обстоятельствах будет совершенно неуместно и тактически неоправданно. Конечно, для Дэйва было страшным везением найти такого понимающего человека.
В очередной раз ему повезло, когда он уже подписывал контракт с «Capitol». Дело в том, что для полноценной жизнедеятельности группы нужна была новая кровь, а где ее взять? И как раз в это время суждено было случиться такому обстоятельству, что одна из многочисленных групп славного Сиэтла, «Sunny Day Real Estate», находилась на грани полного развала. Дэйв, не будучи идиотом, быстренько сориентировался в ситуации и заимел ритм-секцию этой самой банды – в лице басиста Уильяма Голдсмита и ударника Нэйта Менделя.
«В мире очень мало таких барабанщиков, как Уильям, и очень мало таких баасистов, как Нэйт… С другими людьми у меня бы ничего не получилось. Если бы «Sunny Day Real Estate» не распались, я бы выпустил свою пластинку,но это не была бы пластинка группы, ни за что».
Самым последним присоединился гитарист Пэт Смиэр, который играл на концертах «Nirvana» в качестве второго гитариста. Дэйв подсунул ему пленочку со своей записью в одном лос-анджелесском клубе. Послушав кассету, Пэт голосом полным энтузиазма начал нахваливать услышанный материал, и только тогда Дэйв, набравшись мужества и собрав всю свою волю в кулак, предложил ему присоединиться к «Foo Fighters».
Чтобы понять, что это за человек такой – Пэт Смиэр, необходимо погрузиться в атмосферу лос-анджелесской панк-тусовки. Пэт Смиэр был гитаристом легендарной американской панк-группы «The Germs», оказавшей влияние на огромное количество современных групп и сыгравшей ключевую роль в развитии американского хард-кора. Для понимания величины той культовой группы достаточно привести следующий пример: в мае 1996 года вышел альбом-посвящение группе «The Germs» под названием «A Small Circle To The Germs», куда вошли песни коллектива в исполнении таких панк-, грандж- и металл-заезд, как члены «White Zombie», «Circle Jerks», «Beastie Boys», «Sonic Youth», «Red Hot Chili Peppers», «NOFX», «L7», «Melvins», «Horno For Pyros», «Hole» и многих других. Внушительный список, не правда ли? Звучит прямо как путеводитель «Кто есть кто на современной альтернативной рок-сцене Америки». Поэтому можно простить и понять то смущение, которое испытал Дэйв Гроль по отношению к Пэту Смиэру, подойдя к нему с таким «наглым» предложением. «Я не ожидал, что он захочет играть в нашей группе, ведь он такой крутой, честное слово! Поэтому я даже всерьез и не надеялся – слишком уж это хорошо, чтобы быть правдой. Когда он сказал «да», я ему просто не поверил. И я ему позвонил еще через две недели и спросил – чем ты занимаешься? – на что он мне отвечает – готовлю гитары к турне. А я говорю – к какому турне? И тут он заявляет – к нашему турне! И только тогда я поверил в это. Просто невероятно!».
Позже Гроль признался, что он думал о том, чтобы просить другого бывшего члена «Nirvana» - басиста Криса Новоселича – присоединиться к «Foo Fighters», но был вынужден отказаться от этой затеи.
«Для Криста и для меня это было бы очень естественно и просто здорово, но для других людей это могло бы показаться несколько странным, и это, кроме того, выставило бы меня в очень невыгодном свете», - таково было мнение Дэйва. Как следствие, Крист организовал свою собственную команду «Sweet 75» и всерьез занялся общественной деятельностью.
Итак, состав был укомплектован. Теперь самое время обратиться к названию группы: «Foo Fighters». Такое имя получили неопознанные летающие объекты, замеченные американскими военными летчиками в небе Германии во время второй мировой войны. Слово «foo» бесполезно искать в англо-русских словарях. На самом деле, это словечко из французского сленга, означающее «огонь».
Теперь, когда мы разобрались и с названием, можно приступить к первым шагам, предпринятых «Foo Fighters». Их первый концерт состоялся на одной алкогольной вечеринке, в чьей-то спальне. Короче говоря, это была обыкновенная пьянка, и играть пришлось перед тремя-четырьмя десятками пьяных «в стельку» людей! Дальше последовала серия многочасовых репетиций – группа готовилась к своим первым «публичным» выступлениям, пока наконец третьего марта прошлого года «Foo Fighters» не отыграли свой первый концерт за пределами спальни, а точнее – в портлэндском зале «Сатирикон». Примечательно, что среди людей, пришедших посмотреть группу экс-барабанщина гранджевой легенды, был замечен экс-басист той же группы Крист Новоселич. Концерт-бенефис преследовал совершенно конкретную цель: собрать деньги на частное расследование загадочного убийства Миа Сапата, бывшей вокалистки сиэттлской группы «The Gits».
Вечером следующего дня состоялся концерт в Сиэтле, а в апреле «Foo Fighters» двинули в свою первую гастрольную поездку с Майком Уоттом (экс-«Minutemen», ныне – басист «Porno For Pyros»), во время которой репутация группы заметно возросла. Люди рок-индустрии только и делали, что говорили о нарождающейся сенсации, хотя «Foo Fighters» к тому времени еще мало кто из них слышал. Но распространявшиеся со скоростью света слухи были верным признаком того, что группа идет в правильном направлении.
Сингл «This Is A Call» продемонстрировал огромный коммерческий потенциал «Foo Fighters», а на их первое шоу в Британии, в лондонском «Кингз Колледж», добрая половина мест была отдана людям из рекорд-компаний, журналистам и разным другим типам музиндустрии. Все билеты были распроданы в считанные часы.
Ко времени же, когда в конце июня появился долгожданный дебютный альбом, «Foo Fighters» уже не сходили со страниц специализированных музыкальных изданий. Британский журнал «Kerrang!» признал пластинку лучшей по итогам 1995 года, ну а числу восторженных рецензий просто не было конца.
Альбом «Foo Fighters», как и ожидалось, представлял собой коллекцию ремикшированных демо-записей Дэйва Гроля, которые стилистически можно охарактеризовать как эйфорический панк-поп, возможно, не такой претенциозно-грандиозный, как музыка «Nirvana», но зато гораздо более веселый и расслабляющий. Те, кто ожидал, что Дэйв попытается создать вторую инкарнацию «Nirvana» - только без Кобэйна – были серьезно разочарованы, слава Богу, что таких оказалось немного. Настоящим откровением для его поклонников стало то, что Гроль оказался не только замечательным барабанщиком, но и одаренным гитаристом, очень компетентным вокалистом и на редкость хорошим композитором.
Принимая во внимание звездный статус Дэйва Гроля, конечно, абсолютно все просто не могло пройти гладко даже в таком, казалось бы, безобидном деле, как выпуск альбома. Дело в том, что на его обложке был изображен игрушечный пистолет. Вроде бы, что тут такого особенного? Ан нет, нашлись-таки люди, которые стали искать здесь какой-то потаенный смысл и, конечно, как водится, нашли его. Основной упрек критиков сводился к тому, что изображать пистолет, пусть даже и не настоящий, по своей сути, есть идея безнравственная и этически неоправданная, особенно в свете того, что бывший коллега Дэйва по группе Курт Кобэйн совершил самоубийство, использовав именно данный вид огнестрельного оружия. Вот так, ни больше, ни меньше.
На все нелепые обвинения Гроль ответил в интервью, опубликованном в журнале «Rolling Stone»: «Для меня это всего лишь игрушка. Здесь нет никакого подтекста. Просто мне нравятся китчевые игрушки, сделанные в 40-50-е годы, вот и все. Я подумал, что это будет милая, очень простая обложка, ничего особенного… Люди придают этому такое огромное значение. Оставьте же вы меня в покое».
В августе на волне успеха своей пластинки «Foo Fighters» выступили хэдлайнерами на второй сцене Редингского фестиваля в Англии. Их выступление было признано одним из лучших. Собственно, предвидя такой ажиотаж, по поводу их появления на второй сцене, организаторы предложили им выступить на главной сцене, но группа отказалась под предлогом, что они предпочитают быть хэдлайнерами на второй сцене, нежели выступать в начале списка в невыгодное для себя время на главной. Примерно около 25 тысяч человек попытались пробиться в тент, вмещающий всего 5 тысяч. В результате все выступление превратилось в хаотическое движение потных тел, борящихся за возможность протиснуться поближе к сцене. Взрослые мужчины десятками падали в обморок. Группе даже пришлось несколько раз прерывать выступление, дабы предотвратить давку и дать возможность людям их секьюрити оттащить лишившихся чувств фэнов. К счастью, никто особенно не пострадал, хотя ситуация в целом была близка к тому, чтобы выйти из-под контроля и превратиться в маленький стихийный бунт.
После фестиваля в Рединге «Foo Fighters» всерьез и надолго, под бурные и продолжительные аплодисменты, занялись разведыванием гастрольных троп Британии и Европы. Собственно, они посвятили этому всю осень, как бы между делом выпустив очень даже успешный сингл «For All The Cows». Ну, а после продолжительных рождественских каникул пустились в новую авантюру – тур по Японии, Юго-Восточной Азии и Австралии.
Практически весь 1996 год оказался для них расписан – от и до. Известно, что все лето – период сплошных фестивалей, во всяком случае, так обстоят дела в Европе и Северной Америке. На фестивале в Рединге на сей раз «Foo Fighters» однозначно было предложено место на главной сцене. Кроме Рединга, этим летом «Foo Fighters» посетили еще ряд мест бурной фестивальной деятельности, включая традиционный шотландский «T In The Park» в Глазго.
Не обошла «Foo Fighters» и мода на участие в записи саунд-треков к фильмам. В данном случае речь идет о телесериале «The X Files», одном из самых популярных и успешных на ТВ США, Канады и Европы, основная тема которого сводится к бесконечным расследованиям двух неподражаемых агентов ФБР Фокса Малдера (его роль играет Дэвид Духовны) и Дэни Скалли (ее играет Джиллиан Андерсон) разных запутанных историй с участием пришельцев и серийных убийц, всевозможных заговоров и тому подобных вещей. Поклонники паранормальных явлений и феноменов должны быть довольны этим фильмом, а их бедные российские собратья просто обязаны начать осаду нашего ТВ с требованием трансляции сериала.
Продюсер «The X Files» Крис Картер оказался на редкость заядлым рок-болельщиком, отсюда неудивительно участие в таком проекте, как саундтрек звезд рок-сцены. «Foo Fighters» записали для саундтрека, получившего, кстати, название «Songs In The Key of X», кавер-версию старого боевика звезды 80-х Гэри Ньюмана – «Down In The Park». «Foo Fighters» приложили все усилия, чтобы максимализировать рок-потенциал этой вещицы, густо сдобрив ее изрядным количеством крутейших гитарных рифов. Получилось это у них, надо сказать, весьма недурно.
А уже весной в прессу просочились слухи о том, что «Foo Fighters» начали сочинять материал для своего второго лонг-плея, и, судя по всему, к концу года очень даже можно ожидать его появления в музыкальных магазинах.
После платинового успеха альбома «Foo Fighters», сочиненного и записанного от начала до конца одним Дэйвом Гролем, от второго альбома ждут, что он докажет, наконец, что «Foo Fighters» - это не просто аккомпанирующий состав соло-артиста Гролля, а полноценная группа. Именно это последнее обстоятельство не перестает подчеркивать сам Дэйв. «Одна из причин, по которой «Foo Fighters» превратились в группу, лежит в том, что я очень хотел быть частью группы. И я нисколько не шучу, а говорю абсолютно всерьез, когда утверждаю, что очень хочу быть в ГРУППЕ. Просто хочу быть одним из тех четырех людей, которые ежедневно садятся вместе в один автобус после концерта».
Итак, останется ли «Foo Fighters» театром одного актера, покажет, конечно, уже второй альбом группы в самом ближайшем будущем, но одно ясно уже сейчас: необычайная сила и мощь песен «Foo Fighters» избавила Дэйва Гроля от ненужных сравнений с музыкой его бывшего коллектива, и это, конечно, правильно.
Автор:
Николай Кирюхин
Опубликовано:
12.11.2015 г.
ДИСКОГРАФИЯ FOO FIGHTERS
|