Группа Бэдфингер. Трагедия Пита Хэма. Журнал Молодая Гвардия, № 6, 1979 г.

Badfinger
ТРАГЕДИЯ ПИТА ХЭМА
Журнал "Молодая Гвардия", № 6, 1979 г.
Листая старые страницы


Badfinger
Добавлено: 15.11.2014 г.

Судьба английского ансамбля «Бэдфингер» не совсем обычна. С самого начала своей творческой карьеры он во многом отличался от сотен других ансамблей, которые в семидесятых годах завоевали рынки пластинок на Западе. «Бэдфингер», появившийся вначале под названием «Айвиз», объединил четырех молодых парней: Пита Хэма и Майка Гиббинса из Суонси, промышленного шахтерского города в Южном Уэльсе, и ливерпульцев Тома Ивенса н Джо Молланда. Они выступали по вечерам в недорогих клубах и имели сотню-другую поклонников, таких же, как и они, ребят из рабочих кварталов. В Ливерпуле они играли в прославившемся клубе «Пещера», где начинали свою карьеру знаменитые «Битлз». Волею судеб именно они первыми обратили внимание на «Айвиз» и в 1968 году предложили нм записываться на принадлежащей «Битлз» фирме грампластинок «Эппл». Ребята, конечно, согласились - для молодого начинающего ансамбля это была большая удача.

В 1969 году у «Айвиз» вышла первая пластинка «Может быть, завтра», которая, однако, не имела большого успеха и осталась без внимания. В следующем году, изменив название ансамбля на «Бэдфингер», они выступили в качестве исполнителей и авторов нескольких песен в кинофильме «Кудесник», знакомом советским зрителям по Московскому кинофестивалю 1971 года. Одна из песен «Налетай и хватай», написанная специально для ансамбля Полом Маккартни, завоевала признание слушателей и критики и вошла в десятку самых популярных песен месяца. «Бэдфингер» перестал быть малоизвестным ансамблем местного значения и приобрел популярность у широкой публики. Следующими пластинками, на которых «Бэдфингер» записывал только собственные композиции, они закрепили этот успех.

В начале семидесятых годов увлекающаяся музыкой молодежь Запада не могла оправиться от своеобразного шока, вызванного развалом «Битлз», «ансамбля № 1», и не хотела верить в крах своих кумиров, которым поклонялась восемь лет. Как раз к этому времени и относится взлет «Бэдфингера» и рост его популярности.

Фирма «Эппл», которая записывала их пластинки, была основана «Битлз»; ребята из «Бэдфингера» с бывшими членами знаменитого ансамбля и участвовали в записи сольных пластинок Леннона и Харрисона. Ливерпульское происхождение Ивенса и Молланда, начало пути ансамбля в «Пещере», где начинали «Битлз», их голоса, манера исполнения, даже внешность Молланда, похожего на Маккартни, и, главное, музыка «Бэдфингера», напоминающая музыку «Битлз» середины шестидесятых годов, - все это способствовало тому, что молодежь увидела в «Бэдфин-гере» перевоплощение знаменитой ливерпульской четверки. Так вокруг молодого начинающего ансамбля сложился миф, в который хотелось верить любителям музыки и который с охотой поддержали заправилы бизнеса радио и грампластинок.

Завоевав популярность, «Бэдфингер» не потерял, однако, своей первоначальной аудитории - ею осталась в основном та же рабочая молодежь, но количество поклонников выросло во много раз. Получив известность, участники ансамбля не приобрели характерных атрибутов «звезд» поп-музыки: вызывающего поведения на сцене, экстравагантных костюмов, наглой самоуверенности в интервью.

Песни ансамбля, в большинстве своем философско-лирические, написаны в виде баллад - в стиле, характерном для английской традиционной музыки, во многих из них ярко звучит социальный мотив и чувствуется дух той простой* рабочей среды, откуда вышли сами участники ансамбля. В песнях «Бэдфингера» нет того заумного интеллектуализма и мистицизма, которые стали почти повальным увлечением авторов начала семидесятых годов. Они наполнены смыслом, и их содержание не всегда укладывалось в рамки развлекательной музыки. Так, песня «Налетай и хватай» звучала в кульминационный момент фильма «Кудесник», высмеивающего власть денег над людьми в мире капитала. Эта же тема поднималась и в песне «Деньги». Проблеме молодого поколения, его жизненного пути и правильного выбора цели посвящена нх песня «Выполнить до завтра». Рассуждениями о несовершенстве современного буржуазного общества, об иллюзиях, которые оно создает, и возможности его переустройства наполнена песня «Совершенство».

В 1971 году участники ансамбля наглядно продемонстрировали свои передовые убеждения, приняв участие в знаменитом «Концерте для Бангладеш», организованном Джорджем Харрисоном, все сборы от которого пошли в фонд помощи борющемуся народу Бангладеш.

Участники ансамбля не писали песен на потребу буржуазной публике, им был чужд коммерческий подход к музыке, и в песнях своих им удалось сохранить то, с чем они пришли в мир большой музыки: честность и искренность, что утрачивало большинство исполнителей, становившихся на путь расчета и коммерческого успеха.

Пожалуй, самым талантливым в ансамбле был Пит Хэм, его основатель и руководитель. Им или в соавторстве с ним были написаны почти все лучшие песни. Большинство его песен - это философские рассуждения и размышления о жизни. Часто в песнях Хэма звучит морально-этическая тема. Его мысли о цели жизни и стремлении правильно избрать путь перекликаются с биографией самого Пита Хэма, а поэтому и с проблемой молодежи, той самой рабочей молодежи, к которой принадлежал сам Хэм. «Я жил в таком месте, где никогда не светило солнце, но моя жизнь слишком коротка, чтобы ждать, когда оно взойдет», - звучат слова в одной из песен, написанной им вместе с Ивенсом. Есть у Хэма и лирические песни, однако лиризм в них никогда не подменяется сентиментальностью, а нежность - слащавостью. Песни его почти всегда суровы и даже мрачноваты, как закопченное небо над южноуэльскими городами...

Начало своеобразного кризиса поп-музыки в середине семидесятых, появление десятков новых ансамблей и рост конкуренции привели к тому, что «звезды» стали «брать» публику голой техничностью исполнения и экстравагантностью как в музыке, так и своем внешнем виде. Сцену захлестнула волна мистики, абсурда и кошмарных видений. «Бэдфингер», музыка которого тоже не стояла на месте и развивалась, не пошел по этому пути. Ансамбль сохранил свой стиль, а их песни - тонкий лиризм и вдумчивость, душу, искренность и простоту. «Бэдфингер» не изменил себе и завоевал славу самого «непродажного» ансамбля. Это не устраивало магнатов музыкального бизнеса. Первые годы существования ансамбля это несоответствие требованиям бизнеса старались не замечать - слишком уж силен был миф о «Бэдфингере» как о «Битлз № 2».

В 1974 году «Бэдфингер» разорвал с фирмой «Эппл» и подписал контракт с американской «Уорнер Бразерз», надеясь там заявить о себе как об ансамбле самостоятельном. Но этот шаг привел к исчезновению мифа, существовавшего вокруг ансамбля. Теперь можно было и заметить несоответствие «Бэдфингера» требованиям бизнеса. Получив возможность доказать свое «я», ансамбль стал неугоден в коммерческом мире, а система контрактов была далека от свободного творчества. Популярность ансамбля стала падать. Участники его не были настолько сильны, чтобы выстоять в борьбе с миром бизнеса, и не настолько продажны, чтобы свернуть с пути, по которому шли с самого начала. На компромисс идти не хотелось...

«Бэдфингер» оказался в кольце отчуждения. Мрачные нотки все чаще стали появляться в их песнях. В это время выходит их песня «Отсюда надо выйти», которая, пожалуй, передает настроение ансамбля. «Выживают лишь дураки, которые носятся вокруг, стараясь наделать больше шума...» - говорится в ней.

Сильнее всех неудачи ансамбля переживал Пит Хэм, его руководитель. Сказывалось также болезненное восприятие действительности, неувязки в личной жизни. Концерты в США оказались не по вкусу пресыщенной, развращенной публике... Выйти из положения действительно было надо. Но как?

В одной из песен Пита Хэма есть слова: «Но все же в этом мучительном мире есть место, куда я смогу уйти...» В 1975 году Пит Хэм покончил с собой.

Небольшое, обычное сообщение в газетах и музыкальных журналах. А за ним трагедия, длившаяся несколько лет. Смерть Пита Хэма не была похожа на самоубийства «звезд», рожденных коммерцией, пресытившихся жизнью и ощутивших полную опустошенность и никчемность. Смерть Пита Хэма была действительно трагедией не только в музыке, но и в общественной жизни. Она не была случайностью в мире, где искусство тоже бизнес...


Автор:
Н. КРИВЦОВ




Трагедия Пита Хэма. Листая старые страницы

Молодая Гвардия, № 6, 1979 г.




АНСАМБЛЬ "БЭДФИНГЕР"
Журнал "Кругозор", № 6, 1982 г.


Ансамбль Бэдфингер ~ Badfinger


Вернуться в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА