С давних времен до наших дней музыкальное искусство бесспорно признавалось философами, музыкантами, педагогами как незаменимое средство развития духовного мира человека. Ни одно искусство не сравнится с музыкой силой эмоционального воздействия.
Известно, что в Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка снимает тяжелые психические переживания.
Другой греческий мыслитель - Пифагор - считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Известно, что этот вид искусства оказывает и лечебное воздействие на организм человека. Еще Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных.
В XVI веке музыка стала применяться во время хирургических операций. Выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский, создатель прогрессивной и актуальной по сей день педагогической системы, ввел музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов.
В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом. Известный немецкий композитор, педагог, создатель детского музыкального инструментария Карл Орф в 1924 году основал в Мюнхене школу, в которой обучение и воспитание детей проводилось по системе ритмических движений (гимнастика, танец, пантомима), в сочетании с коллективным музицированием.
Автор книги «Формирование человека посредством музыки» В. Вюнш рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт.
Многие педагоги, создатели прогрессивных музыкальных методик (Б. Барток, Ш. Сузуки, Д. Кабалевский и мн. др.) говорят о необходимости обучения всех детей музыке, независимо от их природных способностей. В настоящее время в ряде стран (Англия, Канада, Япония и др.) музыкальное искусство является обязательным предметом не только в общеобразовательной школе, но и в высших учебных заведениях.
Результаты современных исследований в области влияния музыки на ребенка дают почву для размышлений о необходимости более глубокого внедрения музыкального искусства в учебный процесс школы, в особенности - начальной. У младших школьников, в отличие от других возрастных периодов, преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика музыкального искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечает личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста.
В настоящее время музыка активно применяется в психотерапевтической практике. В.М.Бехтерев говорил об огромном значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его жизни, подчеркивая также ее лечебное и гигиеническое значение. В своей работе «Объективная психология» он говорил о влиянии музыки на деятельность сердца, артериальное давление, обмен веществ, работоспособность и другие функции и разделял это влияние на стеническое и астеническое.
Стеническое - положительное влияние тоновых раздражителей, гармонии, мелодии и ритма на функцию органов, астеническое - угнетение дыхания, обмена веществ, спазм сосудов. Музыка, оказывающая стеническое влияние обладает определенными характеристиками - темп на уровне частоты сердцебиений, регулярный ритм, отсутствие слишком высоких звуков, динамика на уровне средней громкости звучания, преимущественно гармонические каденции и др.
Во многих работах (В.Стилман 1990, Дж.Уайт 1992 и др.) продемонстрирован позитивный эффект от восприятия музыки на физиологические и поведенческие реакции, а также на эмоциональное состояние человека в ситуациях, вызывающих тревожность.
Музыка не просто воспринимается через эмоции, но и способна их корректировать. Т.Ю.Алексеевой музыкальное искусство представлено как средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников (1998г.). Все это говорит о том, что восприятие детьми специально подобранной музыки дает психотерапевтический и общеоздоровительный эффект, необходимость которых также актуальна в наше время. Музыка также оказывает положительное влияние на интеллект ребенка.
Венгерский педагог Золтан Кодай считал, что «без музыки человек не может быть полноценным - он всего лишь фрагмент». Еще в 1951 г. он создал первую школу с расширенным преподаванием музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с другими школами, - и это, несмотря на то, что объем преподавания других предметов пришлось сократить в пользу уроков музыки. Этот эксперимент был повторен в Швейцарии (1988-1991) и также выявил положительные результаты. Итоги этого эксперимента зафиксированы в работе Э.В.Вебера «Музыка делает школу».
Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции (В.Ф.Коновалов, Н.А.Отмахова 1983 г.), цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. Следовательно, восприятие музыки вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга. Причем восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия (А.В.Торопова 1995 г.).
В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993- 1996 г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность (Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова 1998 г.).
Следовательно, под влиянием пролонгированного сенсорного притока в виде фрагментов специально подобранной музыки улучшаются психофизиологические характеристики мозга, а значит - повышается способность мозга к обучению.
Использование музыки в преподавании других школьных предметов способствует решению еще одной важной задачи. Тесное взаимодействие науки и искусства позволяет развивать у детей способность целостного видения окружающего мира. Сочетание музыкального искусства с основами наук в начальной школе гармонизует абстрактно-логическое мышление с образным. Это особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность.
Нет сомнений в том, что музыка лечит тело и душу. То, что музыкой можно учить, еще предстоит доказать. Но не будем забывать, что музыка просто дарит нам необъяснимую радость. Может быть потому, что, соприкасаясь с ней, мы более или менее осознанно переживаем что-то из нашего духовного существования...
Опубликовано 25.12.2013 г.
|
|
|