Другая биография группы Ария

Рок-энциклопедия
Другая биография группы "Ария"

Успех группы "Ария" планировался задолго до начала, как, впрочем, и всегда бывает в случае с зарождающимися мега-звёздами. А началось это зарождение в 1984 году, когда Владимир Холстинин, уйдя из группы "Альфа", музыка которой была слишком, по его разумению, лёгкой, решает собрать новую, граздо более крутую команду. Нельзя сказать что Холстинин действовал спонтанно, в "Альфе" обточилось его мастерство, и наступил момент, когда следовало приступить к чему-то более глобальному. Через некоторое время к нему присоединяется Алик Грановский - ещё один мастер, который прекрасно понимал задачу. В 1985 году соратники знакомятся с Виктором Векштейном, который становится менеджером новой группы. Вокалиста долго искать не пришлось. Первый же претендент понравился всем. Звали его Валерий Кипелов. Название группы - "АРИЯ" - предложил Холстинин. Оно содержало в себе скрытый смысл, так как музыкантов и фанов группы начинают называть "арийцами", что впоследствии сыграет огромную роль в популярности столь смелого проекта.

Группа Ария в полном составе Первый альбом группы долго ждать не пришлось - он вышел осенью 1985 года. Называлось сие творение весьма скромненько - "Мания Величия". В записи альбома, кроме основного состава "Арии", принимали участие: Кирил Покровский - клавишные и Алексанндр Львов - барабаны. Почти все композиции написали Холстинин и Грановский, а тексты песен - Александр Единый. Все гитарные партии записал Холстинин, но одной гитары явно не хватало ни для концертной деятельности, ни ля "крутого" имиджа, и поэтому в группу рекрутируют второго гитариста - Андрея Большакова, а Игорь Молчанов сменяет за барабанами Александра Львова.

Дебютный альбом "АРИИ" вызвал в стране сильный резонанс, несмотря на полное отсутствие какой-либо рекламы, так как руководство страны запрещало писать название группы даже на афишах. Первый концерт "АРИИ" был организован газетой "Московский Комсомолец" в лице Дмитрия Шавырина, ведущего "Звуковой дорожки", в феврале 1986 года. Зал разделился на две части: одним музыка группы не очень понравилась, другие были просто в восторге. В результате сорок человек попали в милицию... На фестивале "Рок-панорама-86" АРИЯ стала лауреатом, не смотря на то, что какие-то нехорошие люди щедро полили водичкой силовые кабели, в результате чего произошло короткое замыкание и выступление группы было прервано на сорок минут. Но из зала никто не ушёл, все ждали продолжения банкета, ну еще бы - музыка-то класная! Позднее фирма "Мелодия" выпустила две пластинки с записью фестиваля, но АРИИ там почему-то не оказалось. Наверное фирме "Мелодия" не понравились её мелодии.

Сразу после "Рок-панорамы-86" группа отправилась в Вильнюс, на фестиваль "Литуаника-80", где ей вручили приз за профессионализм. АРИЯ стремительно набирает популярность: в залах не бывает свободных мест, а концерты сопровождаются массовыми беспорядками, разгромленными залами, разбитыми стёклами (и головами), поломанными креслами. Чиновников от искусства бросает в дрожь, когда они узнают о предстоящих гастролях АРИИ, а в некоторых регионах местные власти вообще запрещают концерты группы. Все это лишняя головная боль для менеджера, которому приходится улаживать все конфликты. Но, несмотря на все его усилия, пресса продолжает игнорировать всё связанное с группой АРИЯ, и только "МК" регулярно печатает хит-парады, в которых АРИЯ неизменно присутствует почти во всех номинациях.

При записи второго альбома - "С кем ты?" - в группе начались музыкальные разногласия. Большаков и Грановский предлагают переход на более жёсткую музыку, а Холстинин и Кипелов остаются верны прежнему стилю группы. В результате этого конфликта четыре музыканта, во главе с Андреем Большаковым, покидают группу АРИЯ. Их места занимают: гитарист Сергей Маврин, барабанщик Максим Удалов и басист Виталий Дубинин.

Смена состава пошла АРИИ явно на пользу, так как через полгода упорных репетиций группа записывает один из лучших своих дисков "Герой Асфальта", в который вошли такие известные композиции, как "Улица Роз" и "Баллада о древнерусском воине". Тексты песен писала Маргарита Пушкина. В отличии от первых двух альбомов, которые распостронялись на кассетах, "Герой асфальта" выпускает на виниле фирма "Мелодия", правда, только через год (потрясающая оперативность). Альбом первоначально назывался "На службе Силы Зла", но "Мелодия" видимо испугалась такого "страшного" названия и перекрестила альбом в "Герой асфальта" даже не предупредив музыкантов, а рядом ещё зачем-то по-английски написала "Герой спидвея" (Hiro of a speedway). Заодно на обложке были переименованы и музыканты: Холстинина назвали Валерием, а Удалова - Михаилом. По качеству записи диск отличался от "кассетного" варианта в худшую сторону. Правда на его популярность это не сильно повлияло, тираж более чем один миллион расхватали за несколько месяцев. Денег за альбом группа конечно же не получила.

После записи АРИЯ начинает гастрольное турне, которое длится почти два года и сопровождается повсеместными аншлагами, шумными попойками и массовыми беспорядками:-) А в городе Вологда произошел совсем уж вопиющий случай. Во время исполнения "Баллады о древнерусском воине" на сцену из зала вылетела метко пущенная кем-то ножка от стула и попала вокалисту прямо в лоб. И Кипелов вместо слова "Стой!", которое следовало по тексту, заорал на весь зал: Ё....б......х...!!!

В начале 1988 года АРИЯ получает приглашение на фестиваль Capital Radio в Лондоне, но и здесь вышла не совсем приятная история. На все официальные запросы из Англии Госконцерт отвечал, что группа "выехать не может". А тем временем Дмитрий Маматов и Сергей Комаров снимают клип к песне "Улица роз", который появляется на TV в передаче "Музыкальный лифт". Съёмки этого клипа были отмечены массовым столпотворением. Организаторы съёмок явно недооценили популярность группы. Вместо ожидаемых двух-трёх сотен на место съёмок притопало более семи тысяч человек, а так как охрана не была предусмотрена, музыканты и съёмочная группа выбирались из этой толпы часа два с большими потерями различных частей одежды и деталей машин. Но жертвы были принесены не зря, по итогам хит-парада "МЛ" клип поднялся на первое место. Той же зимой АРИЯ отправляется в своё первое зарубежное турне, в Берлин, даёт там три успешных концерта и получает приглашение "Дни стены" летом 1988 года, где выступает перед аудиторией 120000 человек. Перед выходом АРИИ на сцену ведущий объявил: "А теперь группа АРИЯ, хэви-метал из Москвы!". Толпа начала дружно хохотать, поскольку незадолго до этого в Берлине выступали АФТОГРАФ и МАШИНА ВРЕМЕНИ, немцы, видимо, ожидали услышать что-то похожее, тем более что и название группы, и вступительная фонограмма "Санта Лючия" не предвещали ничего "металлического". Но после первой же песни настроение публики резко изменилось.

Эти и последующие гастроли в Германии были организованы силами самих музыкантов, без какой либо помощи со стороны менеджера. Виктор Векштейн вдруг начал утверждать, что музыка группы устарела и её надо менять. После этого, летом 1988 года, из группы уходит Максим Удалов. Ему на смену приходит Александр Манякин, который сразу же, без репетиций, сыграл все песни АРИИ.

В ноябре 1988 года группа расстаётся со своим менеджером Виктором Векштейном. Новым менеджером становится Юрий Фишкин. Группа приступает к записи нового альбома. Альбом - "Игра с Огнём" - вышел весной 1989 года. Музыка была написана Виталием Дубининым и Владимиром Холстининым, тексты - Маргаритой Пушкиной. После выхода альбома режиссёром Евгением Пахоменковым снимается клип к песне "Дай жару!", и АРИЯ отправляется в длительное турне по России и по Германии. В Берлине, на фестивале "Rock Summer", немецкое телевидение решило заснять выступление АРИИ и, как это принято во всех цивилизованных странах, заплатить за это. Но, когда музыканты принялись делить 12000 марок, откуда ни возьмись появился представитель Госконцерта и забрал все деньги, что несколько омрачило впечатление от фестиваля. Не смотря на это, поездка в Германию оказалась удачной, АРИЯ дала концерты в четырёх городах с неизменным успехом. Гастроли продолжались до весны 1990 года, когда Дубинин и Маврин неожиданно подписывают контракт на запись пластинки с немецкой певицей и покидают группу. Вместо них приходят Дмитрий Горбатиков (гитара) и Алексей Булкин (бас). Порепетировав месяц АРИЯ в обновлённом составе снова отправляется на гастроли, где по своему обыкновению продолжает пьянствовать и играть в "Эрудит" на деньги.

В августе, сбежав от немецкой певицы, в группу возвращаются Дубинин с Мавриным. Концертами в ДК ЗИЛ АРИЯ отмечает свой пятилетний юбилей и после этого, в октябре 1990, начинает готовить к записи свой пятый альбом. "Кровь за кровь" выходит осенью 1991 года и демонстрирует новое звучание группы, благодаря использованию гитарного синтезатора и акустических гитар. На этом альбоме АРИЯ, вместе с Маргаритой Пушкиной продолжает исследовать свою излюбленную тему борьбы Бобра с Ослом,.. э-э я хотел сказать Добра со Злом. Альбом выходит на студии "Синтез рекордс", но, несмотря на смену издателя, качество записи лучше не становится.

С 1991 по 1993 год АРИЯ продолжает активно гастролировать по стране и устраивать жуткие беспорядки в гостиницах, а в городе Томске даже переплёвывает достижение ROLLING STONES, выбросив телевизор из окна дважды. В 1993 году группа значительно сокращает концертную деятельность, так как техническое обеспечение концертов в условиях повсеместного хаоса оставляет желать лучшего. Музыканты решают создать собственную студию АРИЯ Рекордс.

В том же году АРИЯ заключает пятилетний контракт с фирмой MOROZ Records. Результаты этого события не заставили себя долго ждать. Летом 1994 года выходит коллекция из пяти CD АРИИ, включая ранее не издававшиеся "Манию Величия" и "С кем ты?", а группа приступает к записи шестого альбома.

В сентябре АРИЯ в четвёртый раз отправляется на гастроли в Германию, даёт концерты в семи городах и в легендарном берлинском Hard Rock Cafe. После этого концерта музыкантов ждало неприятное известие: денег они не получат! Организатор отказался заплатить группе гонорар, мотивируя это тем, что все деньги ушли на организацию гастролей. Это послужило поводом для скандала, в результате которого Валерий Кипелов, приехав в Москву, ни разу не появился на студии, где шла работа над новым альбомом. Через месяц стало известно, что он выступает с группой МАСТЕР. Тяжело переживая случившееся, оставшиеся арийцы занялись поискам нового вокалиста, продолжая записывать инструментальные партии к альбому. Но неожиданно из группы уходит Маврин. Всё это поставило группу на грань срыва контракта с издателем. Помощь пришла в лице гитариста Сергея Тереньтьева, который записывал летом 1994 года на студии АРИЯ Рекордс свой сольный альбом. Попивая пиво, он наблюдал за мучениями арийцев. Насмотревшись вдоволь, Сергей предложил себя как сессионного музыканта, сыграл свои сольные партии и продолжил пить пиво, став полноправным членом группы. Инструментальный материал был записан, но проблема с вокалистом оставалась открытой. И тут своё веское слово сказал Александр Морозов, президент фирмы MOROZ Records, пригрозив штрафными санкциями за срыв контракта. В результате Кипелов вернулся в группу, записал вокальные партии, и альбом "Ночь короче дня" вышел в свет в конце 1995 года.

Для раскрутки нового альбома снимается клип к песне "Возьми моё сердце" (режиссёр Дмитрий Великанов). В это же время менеджером группы становится Сергей Задора, который организовывает серию концертов в Москве и других городах. Во время этого тура, в декабре 1995, АРИЯ празднует своё десятилетие и записывает двойной концертный альбом "Сделано в Росии", который занимает в хит-парадах довольно высокие места.

Летом 1997 года "арийцы" начинают работать над двумя сольными проектами. В одном из них принимают участие Виталий Дубинин и Владимир Холстинин, в другом Валерий Кипелов с экс-гитаристом "Арии" Сергеем Мавриным. Альбомы выходят зимой этого же года и называются "Авария" и "Смутное Время". Паралельно с этими проектами "арийцы" записывают свой новый альбом - "Генератор Зла", который выходит в 1998 году. В середине '99-го АРИЯ выпускает мини-альбом "A Tribute To Harley Davidson", на котором наряду с парой кавер-версий был и старый, переигранный заново материал, а в конце года выходит сборник "2000 и Одна Ночь" - на альбоме были представлены старые лирические композиции, переигранные заново, а также пара новых баллад.

К своему 15-летнему юбилею АРИЯ проводит концертный тур, в ходе которого впервые в истории русская группа выступала в качестве основного коллектива, а в роли приглашенных гостей в туре принимала участие легендарная немецкая группа RAGE. Обе группы отыграли полноценные концертные программы продолжительностью около 90 минут каждая. В Москве концерт прошел в Ледовом Дворце ЦСКА при полном аншлаге.

Начало 2001 года ознаменовалось сразу двумя событиями - АРИЯ выпускает новый альбом "Химера", а так же выходит новая компьютерная игра "Дальнобойщики 2", саунд трек к которой записала - как вы думаете кто? - ну конечно же АРИЯ...

Последний состав группы АРИЯ


СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ ГРУППЫ АРИЯ

РАЗДЕЛ "АРИЯ"


Тайна острова Оук. Александр Бирюк. Читать книгу


Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА