Группа Аквариум

БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ ~ 2018
ВРЕМЯ N
Рок-энциклопедия


Борис Гребенщиков «Время N»:
«Поезд в огне» новейшей истории


Новый сольный альбом фронтмена «Аквариума» не балует разнообразием, зато
заглавную песню ждет долгая счастливая жизнь.


Когда маэстро представил заглавный трек своего нового альбома, многие в недоумении вскинули брови и срочно бросились делиться новостью с друзьями. Вирусный «клип» на «Время N» представлял собой вертикально снятый (видимо, на мобилку) и весьма темный видеоряд, в котором Борис Борисович вроде бы не делал ничего особенного – как обычно, играл на акустике и пел. Но ЧТО именно он пел – вот тут, как об этом пишут газеты, шок фото видео!

То, что БГ не чурается обсценной лексики, известно, в общем-то, многим. Ветераны вспомнят классику – «Электрического пса», слушатели помладше – блестящий кавер на «Подмогу» ХЗ. Там, впрочем, за счет сочетания фирменного тремоло вокалиста, элегической аранжировки и матерщины достигался, скорее, комический эффект.

«Время N» в этом плане выглядит искренне, грубо и весьма актуально («Позвольте расшатать ваши скрепы и оковы» или, к примеру, «А душа как шахид»). В особо драматических моментах песни (а также в треках «На ржавом ветру» и «Песни нелюбимых») БГ начинает хрипеть на разрыв аорты, изображая то ли Высоцкого, то ли Джонни Кэша, то ли артиста скандинавской блэк-металлической сцены. То ли это просто возраст – на предыдущем сольнике («Соль», 2014 г.) Гребенщиков также срывался в хрип.

Более того, у песни «Время N» все шансы войти, так сказать, в золотой фонд, а то и стать «Поездом в огне» нулевых – не плакатной карикатурой вроде кортневского «Патриота», а точным и глубоким, но при этом аполитичным размышлением на злобу дня. Выбор столь хлесткого и жесткого (и в то же время запоминающегося) припева-лозунга сам БГ объясняет так:

«Окружающая действительность слишком зажала, разрывает на части, и единственное, что можно сделать, — пойти на крайность». «Я лишь констатирую то, что вижу, иногда высказываю свои чувства. Вот идет дождь — мне мокро. Точка. Вот творится такая-то фигня. Мне хреново от этого. Точка. Не стремлюсь кого-то обвинить, что-то перечеркнуть или поменять. Просто говорю то, что чувствую», - сообщил Гребенщиков в интервью «Известиям».

Если же отвлечься от дифирамбов главному хиту альбома, то дальнейший материал «Времени N» вряд ли кого-то сильно удивит. С одной стороны, стабильность – признак мастерства, с другой – все же скучновато. Сам БГ включает «Время N» в своеобразную трилогию вместе с «Солью» и еще не изданным новым альбомом «Аквариума». Возможно, когда все кусочки паззла будут на своих местах, картинка, наконец, сложится, но сейчас вряд ли критики будут наперебой (как это было с «Солью») хвалить очередной типичный альбом БГ и сравнивать его с «Русским альбомом».

Все ингредиенты типичной записи Гребенщикова во всех его ипостасях (будь то «Аквариум» или другие проекты) налицо: маршеообразный рок («Темный как ночь»), псевдовосточная медитация («Соль»), много-много акустических баллад («Прикуривать от пустоты» и так далее), экзотические инструменты, патентованные туманные метафоры (или дзен-буддизм для чайников – это как посмотреть), редкие, но оттого и бьющие куда точнее наблюдения («Когда в Ростове наступает дольче-вита. Сказать по-нашему – комендантский час»). Брайан Ино, опять же.

Отдельно стоит отметить вполне традиционную для БГ фолк-композицию «Сякухачи», которая могла бы вписаться и в «Русский альбом», и в «Кострому Мон Амур», но из общего ряда песню выбивает потусторонний болгарский хор, а также мистические шумы. Хочется верить, конечно, что именно так звучит та самая японская бамбуковая флейта сякухачи, на которой нам должен сыграть сегун – «а мы с братками да подпоем» - но, скорее всего, это дело рук мастера Бо, простите, Брайана Ино.

Кстати, помимо давнего соратника БГ, Ино, в работе над альбомом приняли участие гитарист Fairport Convention Ричард Томпсон, участники King Crimson (саксофонист Мел Коллинз и барабанщик Джереми Стейси), струнный оркестр «Виртуозы Киева», музыканты из Туниса, Израиля и родного «Аквариума».

Не сказать, что принцип космополитичности в записи (чтобы записать саз, дарбуку и канун, БГ, по его словам, отправился в Израиль; работа над диском также шла в Лондоне, Санкт-Петербурге и Лос-Анджелесе) как-то сильно повлиял на звук пластинки в целом. Она – вполне себе анахронизм (или классика – это как посмотреть). Вообще единственный трек, который звучит сравнительно современно, – “Ножи Бодхисаттвы». БГ весьма идут деликатные электронные аранжировки, на этом поле он вполне мог бы конкурировать с западными мастерами фолктроники - Уильямом Фитцсиммонсом, Джоно Маклири или Bon Iver. Жаль, что подобные эксперименты так редки, а сам Гребенщиков, обладающий недюжинным музыкальным кругозором, стесняется выходить из своей зоны музыкального комфорта (эксперимент с Deadушками не в счет).

Завершается альбом неожиданно светлой – начали за упокой, кончили за здравие – вещью «Крестовый поход птиц». В отличие от Егора Летова, который, как известно, предлагал «всего два выхода для честных ребят», некогда отстраненный, сидящий на красивом холме гуру БГ требует у высших сил зажечь ему руки, «чтобы я мог взять это небо как нож и вырезать нас из сети». Что ж, неплохая попытка, но, спасибо, мы уж как-нибудь тут сами.

Автор:
Денис Шлянцев


Источник:
СОЮЗ


Опубликовано:
30 марта 2018 г.



CD-выпуск альбома, 2018 г.

Борис Гребенщиков, Время N, 2018 г.

Время N, Борис Гребенщиков, 2018 г.




СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ ГРУППЫ АКВАРИУМ

ДИСКОГРАФИЯ БОРИСА ГРЕБЕНЩИКОВА

ТАК НА ЧЬИ ДЕНЬГИ ЖИВЕТ "АКВАРИУМ"?
Газета "Я - молодой", № 9 (15), 17.05.1993 г.


Где и как купить контент для сайта


Вернуться в РАЗДЕЛ "АКВАРИУМ"

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА