Special Forces - 13-й студийный альбом американского рок-певца Элиса Купера, вышедший в сентябре 1981 года во всех странах на Warner Bros. Records.
К концу 1970-х Элис Купер, как и многие ветераны рока, столкнулся с кризисом жанра, когда музыкальной сценой прочно овладела новая волна (new wave). Альбом Flush the Fashion 1980 года был попыткой оседлать эту волну, и его продюсер Рой Томас Бейкер неплохо справился с задачей. Попытка особенно удалась в виде большого хита альбома - "Clones (We're All)" (Мы все - клоны). Песня ритмичная, динамичная плюс очень эротичный видеоклип к ней завоевали сердца новых поколений. Но она звучала скорее как продукт группы типа The Cars, будучи совсем не похожей на всё, что до этого делал Элис Купер. В этом "нововолновом" обличии Купер стал терять свою идентификацию. Наверное поэтому, несмотря на определённый успех альбома Flush the Fashion, Элис решил не останавливаться на этой формуле, и поискать что-нибудь другое.
Выбор продюсера для альбома кажется на первый взгляд очень странным. Ричард Подолор прославился в конце 1960-х - начале 1970-х своей работой с рок-группами Steppenwolf и Three Dog Night, но в начале 1980-х он стал продюсировать довольно попсовые альбомы новых волновиков, типа Фила Сеймура или группы 20/20. Если задумка была сделать нечто подобное с музыкой Элиса Купера, то она полностью провалилась - из Special Forces получился шикарный хард-роковый альбом, а главное - в фирменном стиле "Великого и Ужасного". Причём, гитарный рок здесь гармонично слился с электронным звучанием восьмидесятых. Как хорошо заметил в обзоре этого альбома Джордж Старостин: "И запомните: если вам не нравится Special Forces, значит вы просто не врубаетесь в Элиса Купера, и не при чём тут "новая волна", восьмидесятые или Папа Римский..."
Альбом начинается с боевого номера "Who Do You Think We Are", который можно перевести как "Кем вы нас считаете" или "Как вы думаете, кто мы". Это шедевр не только альбома, но вообще всего репертуара Элиса Купера. Это образец, каким должен быть рок, подымающий мёртвого из могилы! В обычной своей, утрированной до маразма манере Элис создаёт в песне образ профессионального вояки-спецназовца:
Я - аппарат
с полуавтоматическим сердцем
Я не поддаюсь классификации
Уничтожаю и рву на части
Я всегда там, где вы меня не ждёте
Я остр как бритва, я - бел и горяч
Мой палец выжимает последний выстрел
Скажи: "Прощай!"
Как вы думаете, кто мы?
Спецназ в бронированной машине
Кем вы нас считаете?
Нам всё равно, нам всё равно...
Вообще, сам альбом переводится как "Войска особого назначения", проще говоря "Спецназ". Винсента Фюрнье вдруг взволновала в то время военная тема. Он даже написал на конверте: "Особая благодарность всем Американским Вооружённым Силам". Имидж с портрета на обложке использовался Купером во время турне Special Forces. По сути, это панковский прикид, очень смахивающий на любимое одеяние Джонни Роттена из Sex Pistols - кожанка, вся грудь которой увешана медалями и значками. Амуниция остальных участников группы больше приближалась к спецназовской. Музыканты так и названы в титрах альбома - Special Forces.
Кстати, о музыкантах. Special Forces записывался совершенно иным составом, нежели предыдущий альбом. Гитарные обязанности разделили между собой Майк Пинера и Денни Джонсон. Майк Пинера играл в позднем составе Iron Butterfly до самого распада группы (которую продюсировал кстати тот же Ричи Подолор). Его ядовитые соло как нельзя лучше подходят к "злокозненной" музыке Элиса. На клавишах - Дуэйн Хитчингз, на басу - Эрик Скотт, а за барабанами - Крэг Крампф, который, кроме ударной работы в студии, писал собственную музыку и участвовал за долгую музыкальную жизнь в самых разнообразных проектах.
Все они, кстати, приложили руку к написанию песен для этого альбома, как правило, в соавторстве с Купером. Но лучше всего это получилось у Купера с Хитчингсом. Они сочинили на пару лучшие вещи альбома: "Who Do You Think We Are", "You Look Good in Rags", "Skeletons in the Closet". Дабы не уходить далеко, стоит отметить здесь ещё один шедевр Элиса Купера: "You Look Good in Rags" (Ты хорошо смотришься в лохмотьях) с монументальным гитарным риффом в лучших традициях Купера и одной из самых запоминающихся его мелодий:
Я видел горячих, я видел холодных
Я видел женщин вдоль и поперёк
Леди, визжащих по вечерам
Некоторые были как гадюки
Я видел тесно одетых, но развязно себя ведущих
Показывающих своё умение и совсем попользованных
С лицами стоимостью тысячу долларов
и стоящими каждой вложенной туда копейки
Но ты хорошо смотришься в лохмотьях
С грязью в волосах
Да, ты прекрасно выглядишь в лохмотьях, малышка
О, мне всё равно!
Я видел класс, видел грязь
Видел, как они прогуливаются по улицам с дымом в выхлопных трубах
И ныряя в лимузины, просыпаются в спальнях миллионеров
Я видел причёски короткие, чёрные и блестящие
Сверх-искусно связанные в 20 тысяч узелков
Молящихся на Harper's Bazaar, как будто это Библия
А ты хорошо смотришься в лохмотьях
С грязью в волосах
Да, ты прекрасно выглядишь в лохмотьях, малышка
О, мне всё равно...
Забудь про Vogue и джинсы за тыщу баксов
На тебе двухдолларовая футболка становится порнографической
Лохмотья лохмотья лохмотья лохмотья...
Как пишет Старостин: "Это было б редкое в этом альбоме упражнение в серьёзности, если б по ходу песни вдруг не исчезла мелодия, а на её месте не появился припев из ассиметрично наложенных напевов "лохмотья - лохмотья - лохмотья", а когда гитарный рифф появляется вновь, уже поздно воспринимать что-либо всерьёз."
Ещё один мачо-образ, типа спецназовца, Элис создаёт в песне "Prettiest Cop On The Block" ("Я - милейший мент в этом квартале"). Типичная для Купера песня-рассказ от первого лица, с каких он начинал свою музыкальную карьеру и какие всегда нравились его фанам. "Don't Talk Old To Me" (Не надо со мной так разговаривать) - тоже песня в духе старого доброго Купера:
Не надо говорить мне, что я должен...
что мне лучше..., что я мог бы...
Не надо говорить со мной так
И больше не тряси пальцем у меня перед носом,
Не то я откушу его и выплюну на пол.
Элису видимо понравилось новое звучание, и он решил влить в новые меха старое вино - песню "Generation Landslide" из альбома Billion Dollar Babies (1973). Вещь действительно культовая и никогда неустаревающая в идеологическом плане.
Даже русские слушатели, не знающие английского, чувствуют юмор в песнях Элиса Купера. Порой он доводит хохму до крайности, заставляющей воспринимать её всерьёз. А порой - наоборот. "Скелеты в туалете" - яркий пример тому. Полная паранойя!
Ой! Ой!
Скелеты у меня в туалете
Ой! Ой!
Скелеты у меня в туалете
Скелеты у меня в туалете
Скелеты у меня в туфлях...
Скелеты у меня в подвале
Праздно шатаются по моим улицам
Носят мои лучшие пижамы
Гнездятся в моих простынях
Ой, я вижу кости
Вижу кости, ледяные кости
Ой, я вижу кости
Скажите, ребята, вы видите здесь кости?
В полночь гремят костями
Трясут мне постель - не уснуть
Я наталкиваюсь на пальцы в кармане пальто
Скелеты из глубины...
Скелеты у меня в туалете
Они даже знают, когда я иду в туалет
Это мой... мой туалет!
Не ваш туалет
Мой туалет
Впрочем вы тоже можете в него...
В конце песни Купер скатывается на "жуткий, леденящий душу" шёпот, как в детских "страшилках": "Элис... ты нам нужен... Элис... Э-лис..." А испуганный крик Купера этим призракам: "Что?! Что вам нужно?" неожиданно перекидывает мостик в идущую следом песню "You Want It, You Got It", в которой как ответ на предыдущий вопрос звучит:
Вам нужны деньги? - гм...
Вам нужно много любви? - ага...
Нужна Ferrari -
О, разве у вас не достаточно всего - ах как плохо
ну что ж, я могу достать это
Здесь Купер прямо-таки кинематографичен, всё это слушается как саундтрек, а Элис комментирует: "Так - наезд крупным планом!" И далее многократно повторяется издевательский рефрен: "Вам нужно это? - Пожа-алуйста... Вам нужно это? - Пожа-алуйста..." Тут как нельзя кстати вспоминается представление Воланда и его свиты в Варьете с сыплющимися из воздуха "червонцами" и "дамским магазином"...
Одна песня в альбоме - кавер. Это рок-шедевр Артура Ли и его легендарной группы Love - "7 and 7 Is" (Семь плюс семь равно). Группа была совершенно недооценена своими современниками, только впоследствии став культовой. Элис отдаёт здесь дань своего почтения, сделав песню очень близко к оригиналу, и в то же время она звучит очень по-куперовски, как его собственная!
В списке на конверте Special Forces упоминается песня, которой нет на пластинке, с прекрасным названием "Look at You Over There, Ripping the Sawdust from My Teddybear" - "Вы только взгляните на него, выдравшего опилки из моего медвежонка". Она была записана на тех же сессиях, но явно не вписывалась в альбом по звучанию.
Сам Купер говорит, что писал Special Forces, как и два последующих альбома (Zipper Catches Skin -1982 и DaDa - 1983) "в полном затмении", поскольку не выходил из запоя в те годы: "Я их сочинил, записал и гастролировал с ними, но мало что помню об этом." На самом деле, гастролировал он только с альбомом Special Forces - на остальные не хватило сил. Турне прошло в Канаде, Франции, Испании и Великобритании.
Во время гастролей Купера в Париже была снята телепередача Alice Cooper a Paris, куда вошли несколько видеоклипов на песни из Special Forces и Flush the Fashion. В передаче есть забавный эпизод, в котором Элис Купер берёт у самого себя интервью на французском языке под видом французского журналиста Винсента Фюрье (как известно, настоящее имя Купера). "Журналист" задаёт один за другим вопросы, на которые певец отвечает однообразным кивком головы. Эта телепередача никогда не выпускалась на VHS или DVD официально, но давно распространилась (под названиями Alice in Paris или The Paris Special) среди фанов Купера по всему миру и доступна к просмотру на YouTube.
Special Forces - несомненно, один из лучших и самых боевых (не только по названию) альбомов в богатой дискографии неугомонного Элиса Купера.
Источник: Oldies But Goldies
|