AC/DC, немецкие выпуски альбома Dirty Deeds Done Dirt Cheap 1976

AC/DC ~ 1976
DIRTY DEEDS DONE DIRT CHEAP
Немецкие выпуски на "Atlantic Records"


Dirty Deeds Done Dirt Cheap - третий альбом австралийской рок-группы AC/DC, выпущенный в сентябре 1976 года австралийской компанией Albert Productions, а международный выпуск осуществила в ноябре 1976 года Atlantic Records.

ИСТОРИЯ
Хотя понятие "концептуальный альбом" мало кому придет в голову отнести к группе AC/DC, но Dirty Deeds Done Dirt Cheap, действительно, тянет на такое определение, ибо начиная со своего названия, развивает одну тему. Чтобы понять его суть, надо вспомнить знаменитый персонаж из советских мультиков - старуху Шапокляк с ее девизом "Хорошими делами прославиться нельзя". У австралийских детей был свой мультфильм под названием "Бини и Сесил", где был свой "шапокляк" по прозвищу Нечестный Джон, у которого была деловая визитка, на которой написано: "Dirty Deeds Done Dirt Cheap. Holidays, Sundays, and Special Rates." То есть, "Выполняем грязные дела дешево, практически задаром. В праздники и выходные особые расценки."

По этому сценарию и развивается альбом, начиная с заглавной песни.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕЦЕНЗИИ ВНИЗУ


НЕМЕЦКИЕ ВЫПУСКИ


Dirty Deeds Done Dirt Cheap, 1976, Germany

Dirty Deeds Done Dirt Cheap, 1976, Германия



"Если у тебя проблемы с директором школы
Он нагоняет на тебя тоску
Ты хочешь стать выпускницей, но не в его постели
Вот что тебе надо сделать:
Возьми телефон
Я здесь один
Звони в любое время
36-24-36
Я веду криминальную жизнь
.

Рефрен (4 раза на все голоса):
Выполняем грязные дела дешево, практически задаром!"

В следующих куплетах описываются другие ситуации, когда стоит обращаться к главному герою песни: когда у тебя соперник в любовном треугольнике, или наоборот, когда твоя дама тебя достала, а у тебя не хватает силенки расстаться с ней. Во всех этих случаях набери 36-24-36 и дело будет в шляпе. В концовке даже перечисляются "методы работы" - те самые "Dirty Deeds" (Грязные дела), где автор текста - Бон Скотт - собрал воедино легендарные способы убийств, известные по голливудским фильмам про мафию: бетонные сапоги, цианид, ТНТ (тринитротолуол), колумбийский галстук, электрошок (high voltage). Два из перечисленных - "TNT" и "High Voltage" - обыгрывают названия первых двух альбомов AC/DC. А номер телефона состоит из "параметров совершенства" женской фигуры в английских мерах измерения - 36 на 24 на 36 дюймов (91 - 61 - 91 см).

В то время в Австралии действительно был абонент под номером 36-24-36. Понятное дело, у него начались такие же проблемы, как у владельцев телефона 212-85-06 в Москве и Ленинграде, после появления на свет песни БГ "212-85-06". Конкретно про мытарства австралийского абонента ничего не известно, зато в США в 1981 году некая семейная пара Норман и Мэрилин Уайт подали в суд на компанию Atlantic Records и ее дистрибьютеров. Они затребовали 250 000 долларов компенсации, утверждая, будто в песне "Dirty Deeds Done Dirt Cheap" после цифр 36-24-36 слышится еще "восьмерка", в результате чего их телефон с номером 36-24-368 трезвонил днем и ночью. Чем закончилось судебное дело, история умалчивает.

Остальные тексты в альбоме - примерно в том же духе. Это простой ребяческий нигилизм и даже по...изм. Примерно в таком стиле у нас сочиняла песни группа "Х... забей", а немного поприличнее, но не менее дурашливо - Панк Всея Руси Андрей "Свин" Панов. Взять к примеру песню "Big Balls". Она вся построена на двусмысленности, а точнее на "величии и могуществе английского языка", огромное количество слов в котором имеют множество разных, в том числе самых неприличных значений. "Big Balls" можно перевести как "Большие балы", а можно как "Большие яйца", где яйца подразумеваются отнюдь не куриные.

Герой песни "из высшего общества" любит давать балы и хвалится, что светская пресса признает, что у него "самые большие балы". Что его балы всегда bouncing, а это прекрасно вписывается в оба смысла: что его балы всегда оживленные, и что "они" всегда подпрыгивают, то влево, то вправо... И его бальная зала всегда полна и т.д.

Еще одна идиотская песня с тинейджерской прямотой - "Ain't No Fun (Waiting Round to Be a Millionaire)" - "Не очень-то весело ждать, когда станешь миллионером". Про то, как парень бросил работу в родном городишке и уехал в Дым - The Smoke - так шутливо называли Лондон, где собрал рок-н-ролльную команду, стремящуюся попасть наверх. И вот:

"Ничто нас не остановит, реально ничто.
Если у вас есть деньги, у нас есть звук.
Если у вас есть доллар, у нас - песня.
Мы можем буги вуги всю ночь.
У меня дырки в ботинках
Дырки в зубах
Дырки в носках
Я не могу уснуть, так хочу сделать миллион.
У меня заплатки на заплатках
на моих старых голубых джинсах.
Они были когда-то голубыми
когда были новыми
когда были чистыми.
Но у меня есть мама,
Которая обеспечивает мне жизнь,
Пока я бухаю с ребятами в группе
Она работает с 9 до 5
Она знает свое место эта женщина
Но подождите немножко -
Однажды вы увидите, как я качу по городу
В своем рок-н-Роллс Ройсе с опущенной крышей...
"

И многократный отчаянный рефрен:
Не очень-то весело ждать, когда станешь миллионером.

"Dirty Deeds Done Dirt Cheap" - это рок-н-ролл в чистом виде. Не кастрированная лакированная подделка в виде рокабилли, а настоящий, тот самый, что в "голубых замшевых ботинках" вторгается в реальную жизнь. "Dirty Deeds Done Dirt Cheap" - это рок-н-рольный альбом 1976 года. Его появление симптоматично накануне панк-революции в Англии, где панк-рок был в сущности возвращением к истокам настоящего рок-н-ролла, который прогрессивисты и арт-рокеры всех мастей умудрились облечь в занудные и скучные своей условностью формы. "Dirty Deeds Done Dirt Cheap" - это бьющая неиссякаемым ключом, порой тупая, но всегда веселая, живая тинейджерская энергия.

Бон Скотт, помимо сочинения этих юмористических текстов, где AC/DC фактически стебаются над собой, умел подать их не без театральных задатков. Поскольку многие тексты были по-тинейджерски честно выстраданы, он легко перевоплощается в каждой песне в ее героя. И голос его крайне выразителен.

Альбом Dirty Deeds Done Dirt Cheap был записан еще в начале 1976 года в Австралии, в студии их тогдашнего издателя - австралийского лейбла Albert Productions. Еще до выпуска альбома, AC/DC весной покинули родную Австралию, чтобы "вспахивать" концертные залы Большой Земли. Их менеджер Майкл Браунинг подписал контракт с лондонским офисом Atlantic Records на международное издание AC/DC. Было решено продолжать карьеру, базируясь на британской территории, которая была не чужда братьям Янг. Ведь их родители покинули кризисный Глазго в 1963 году - австралийское правительство, заманивая рабочие руки в то время, оплачивало эмигрантам почти весь проезд до материка.

С первых концертов AC/DC начали потихоньку завоевывать себе английских поклонников. Начинали скромно с 10 фунтов за вечер, выступая в небольших пабах и клубах сначала Лондона, потом проехались по стране. К тому времени ни Британия, ни Европа не слыхали ни одной пластинки AC/DC. Только в мае 1976-го Atlantic выпустил британский вариант альбома High Voltage, который перенял у первого австралийского альбома группы только название, а на самом деле являл собой сборник, надерганный из обоих первых австралийских альбомов AC/DC.

В поддержку альбома было организовано британское турне, состоявшее из 20 концертов, под лозунгом "Заприте своих дочерей - AC/DC приехали!" 55-минутное выступление группы было только частью общей программы, куда входило также выступление диджея и фильмы-клипы других рок-групп. Турне было достаточно успешным, хотя в некоторых местах залы были заполнены наполовину. Апофеозом стали еженедельные выступления по понедельникам в знаменитом лондонском клубе "Marquee" в июле 1976 года. На них стало собираться больше тысячи человек при официальной вместимости клуба в 700 человек. AC/DC оказалась единственной не панковской группой, способной в 1976-м году поставить на уши весь Лондон. Впрочем, мы уже говорили, что их родство с панк-революцией было очевидным.

AC/DC выкладывались на сцене до предела человеческих возможностей. Как говорил гитарист Ангус Янг: "Когда я на сцене, во мне просыпается дикость. Это все равно, что превращаться в пещерного человека. Мне нужно шесть часов чтобы прийти в себя после концерта."

Успех концертов в Marquee позволил подписать контракт на совместное турне по Европе (22 концерта) с великим и могучим Ритчи Блэкмором. AC/DC стоили в то время уже 500 фунтов стерлингов за вечер. В Гамбурге братья Ангус и Малкольм пообщались со своим старшим братом Алексом, который не уезжал с родителями в Австралию, ибо был тогда уже достаточно взросл. Алекс с начала 1960-х играл в различных группах в Германии на саксе и на басу. Был даже момент в его карьере в 1967-м году, когда Битлз подписали его группу "Grapefruit" на свой лейбл Apple Records, но из этого ничего интересного не вышло, и Алекс вернулся в Германию.

Европейское турне продолжилось в Англии, где случались и неполные залы - например, знаменитый Hammersmith Odeon, вмещающий 4000 человек, 10 ноября был заполнен наполовину. И тут в ноябре подоспел европейский выпуск альбома "Dirty Deeds Done Dirt Cheap". Он тоже отличался от родного австралийского. Из альбома выкинули песни "R.I.P. (Rock in Peace)" и "Jailbreak", а вместо них поместили "Rocker" из TNT и "Love at First Feel", которую записали в лондонской студии Vineyard. В родной австралийской версии альбома песня "Dirty Deeds Done Dirt Cheap" была немножко длиннее за счет того, что рефрен повторяется туповатыми голосами не по два, а по четыре раза. Урезали также первоначальный вариант песни "Ain't No Fun (Waiting Round to Be a Millionaire)", точнее просто сократили ее бесконечный рефрен в концовке.

Изменили и обложку австралийского издания, на которой как раз был изображен Нечестный Джон, автор фразы Dirty Deeds Done Dirt Cheap. Вот первоначальная обложка, выпущенная только в Австралии:

Для верности Atlantic наняла спецов-сюрреалистов из агенства Hipgnosis, поднаторевших в создании обложек для альбомов многих известных рок-групп, начиная с Pink Floyd. Они и создали эту неповторимую обложку.

Альбом не сразу однако пробил себе дорогу к популярности. В Европе и Англии он прошел практически незамеченным, а в Штатах Atlantic даже не удосужился его выпускать. Дело в том, что первый международный альбом AC/DC - High Voltage - получил разгромную рецензию в журнале Rolling Stone, после чего американский филиал Atlantic отменил 3-недельные ноябрьские 1976 года гастроли AC/DC в Штатах и вообще охладел к группе. После успеха шестого альбома Highway to Hell (1979) начался импорт в США экземпляров "Dirty Deeds Done Dirt Cheap" в обоих версиях, выпускавшихся в Европе и Австралии. Этот спрос особенно вырос после еще более грандиозного успеха альбома "Back in Black" (1980 г.). Только в 1981-м году Atlantic выпустила "Dirty Deeds Done Dirt Cheap" в Америке, и альбом моментально поднялся на 3-е место в Биллборде, а со временем стал шестижды платиновым (6 млн. экз.).

"Dirty Deeds Done Dirt Cheap" - это сплошной рок-н-ролльный драйв, несомненно, золотой фонд рок-меломана.

Тайна острова Оук. Александр Бирюк. Читать книгу


DIRTY DEEDS DONE DIRT CHEAP

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ AC/DC

НА ГЛАВНУЮ AC/DC

В РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ