Зарубежная эстрада
Дорогая редакция!
Недавно я приобрел альбом шведского ансамбля «АББА», выпущенный фирмой «Мелодия». Нельзя ли рассказать на страницах журнала об этом ансамбле? Хотелось бы, чтобы Ваш журнал чаще и подробнее писал о популярной музыке за рубежом, известных певцах, ансамблях - эстрадных звездах.
Анатолий Кириллов
Ленинград
Аналогичные просьбы высказали читатели А. Сероштан (Киев), Александр К. (Уральск), М. Андросов (Москва), П. Нестеров (Калининград), А. Зима (Николаев), семья Прохоровых (Минск) и другие. Откликаясь на пожелания читателей, мы начинаем публикацию серии заметок о наиболее популярных зарубежных эстрадных коллективах и отдельных исполнителях.
«АББА»
Бенни Андерссон был основателем популярного в середине 60-х годов в Швеции ансамбля «Хеп старз». Он писал шлагеры и играл на органе. Бьорн Ульваеус в это же время являлся руководителем полуфоль-клорного коллектива «Гутнэнни Сингерз», тоже очень известного в своей стране. В начале 70-х годов, после распада обеих групп, их лидеров познакомил друг с другом Стиг Андерссон (однофамилецБенни), владелец небольшой фирмы грамзаписи «Полар». Вскоре дуэт был дополнен голосами двух певиц - Агнеты и Аннифрид. Новый квартет получил название «АББА» (по первым буквам имен их участников), и весной 1974 года отправился в Брайтон (Англия), где легко победил на популярном, монументальном, но невысоком по своему музыкальному уровню конкурсе «Евровидения». Кстати надо заметить, что в Скандинавии и Голландии ансамбль «АББА» был известен и до конкурса; на его счету уже числился один боевик и один альбом, оба под названием «Ринг-Ринг».
Но то, что началось после Брайтона, конечно, полностью затмило этот локальный успех. «Ватерлоо» - конкурсная песня - стала европейским гвоздем сезона и открыла дорогу одноименному альбому. Затем группа на год замолкла- Стигом Андерссоном осуществлялась коммерческая перестройка фирмы, оборудование студий, налаживание связей с рынками сбыта и т. д. Короче, «АББА » подготовилась к своей всемирной музыкальной экспансии. Как только машина была отлажена, она заработала - да так, что дух захватило! Каждые четыре месяца - по бестсел-леру («SOS», «Мамма миа», «Фернандо», «Королева дансинга», «Деньги, деньги, деньги», «Зная меня, зная тебя», «Название игры», «Попробуй счастья со мной»...), несколько больших дисков («АББА», «Лучшие песни», «Прибытие», «Альбом»).
Такую продуктивность можно во многом объяснить тем, что «АББА» практически не «тратит время» на гастроли, предпочитая им бесконечные съемки на телевидении. Вообще, творческая обстановка ансамбля, приближается к идеально-немыслимой: четверка вместе с импрессарио живет в особняке в центре Стокгольма, время от времени выезжая в пригород, где на уединенном острове в проливе расположена ее студия грамзаписи. Такую роскошь можно себе позволить, если учесть, что, во-первых, за четыре с небольшим года было продано более пятидесяти миллионов пластинок «АББА» и, во-вторых, как писала лондонская «Таймс» «...ни одна другая группа в мире не в состоянии так блюсти свои интересы...» «АББА» не теряет ни цента своих доходов на всех этапах шлагерного производства: от написания песен и их записи до выпуска и продажи пластинок. По приблизительным подсчетам, годовой доход фирмы достигает 70 миллионов фунтов (!!!)
Но вот - вопрос вопросов! Что же есть музыка этого ансамбля? Бесспорно, это не рок-музыка. Бьорн Ульваеус сказал в одном из интервью: «В Швеции не существовало традиций рок-н-ролла. Хотя мы слушали Чака Берри и «Роллинг Стоунз», мы не проникались духом этой музыки... Мы выросли из бытовой музыки Северной Европы». «Моим первым инструментом, на котором я играю с 10-ти лет, был аккордеон»,- дополняет Бенни. Иногда направление, представляемое «АББА», называют «евро-битом». Это мелодичная, но весьма эклектичная танцевальная музыка. От другого популярного сейчас стиля танцевальной музыки- «диско», базирующегося, в основном, на негритянской ритмической традиции, ее отличают европейские гармония и ритмика, приближающиеся к фокстроту, даже польке. Характерно и стремление к более развернутой мелодии; возможны смены темпа. Среди других представителей этого стиля-голландцы «Тич-Ин» и «Маус и Макнил», англичане «Нью Сикерс» и «Братство людей».
Однако «АББА», несомненно, по своему уровню заметно превосходит названные ансамбли. К достоинствам шведского квартета можно отнести очевидные композиторские способности Андерссона и Ульваеуса, незаурядный дар создавать броские, буквально въедающиеся в голову рефрены. Кроме того «АББА» блестяще владеет всей инженерией поп-музыки. Эффектные аранжировки, отточенный профессионализм музыкантов, идеально сбалансированная звукозапись позволяют им добиваться на пластинках удивительно «вкусного» наполненного звучания. В числе недостатков группы можно назвать подчеркнутую, навязчивую «танцеваль-ность» их песен, нередко мешающую оценить мелодические находки. Маловыразительно, хотя и безупречно с технической точки зрения, пение ансамбля. Слова песен тоже оставляют желать лучшего... Конечно, можно сделать скидку на неанглийское происхождение авторов. Но тут же возникает вопрос - а почему «АББА» не поет по-шведски? (Кстати, за это квартет подвергается резкой критике у себя на родине).
Диск «АББА», перепечатанный недавно «Мелодией», увидел свет в 1975 году; он представляет нам группу в ее лучшей форме. Несомненный фаворит шлягер
«SOS». Можно отметить и песни «Элен», «Танцуй со мной», «Человек, который может все». Присутствуют на диске все популярные стили - от рок-н-ролла до свинга, и даже одно псевдо симфоническое творение.
Ансамбль «АББА» достиг вершин эстрадно-танцевального жанра, но явно не в силах преодолеть его духовную ограниченность, его чисто прикладной характер. Поэтому группа отнюдь не гарантирована от потери популярности. Столь же стремительной, как ее взлет. Конечно, мы не желаем этого шведскому ансамблю, однако относительный неуспех последней долгоиграющей пластинки «АББА» определенный симптом.
А. ТРОИЦКИЙ
|